Крепкие напитки. Взгляд сквозь стекло

Крепкие напитки. Взгляд сквозь стекло

В 50-х гг. XX века Клаус Ридель, производитель стекла в IX поколении обнаружил, что форма бокала влияет на восприятие вина. В 1973 году вышла целая линейка бокалов, предназначенная для тех или иных вин, и с тех пор дискуссии о важности винного «стекла» не утихают. Компания «Ридель» провела огромную работу, обучив армию амбассадоров и регулярно устраивая так называемые «бокальные шоу», в результате чего даже самые закоренелые скептики поняли, что ничто так не влияет на восприятие аромата и вкуса вина, как бокал.

До России волна докаталась с запозданием, зато пришла настоящим цунами. Энтузиасты бросились в «священные войны», что же лучше, а профессионалы стали собирать целые коллекции. Сегодня на отечественном рынке представлены многие достойные производители. Классический Riedel, невесомые Zalto, универсальные Gabriel Glass, практичные Chef&Sommelier (этот бренд является официальным партнёром Международной ассоциации сомелье), лаконичные Spiegelau, функциональные Schott Zwiesel… Список можно продолжить, и каждый способен выбрать бокал по вкусу и толщине кошелька.

Среди любителей вина считается, что бокал не должен стоить дешевле бутылки, из которой в него наливают. Вряд ли это правило может быть актуальным для крепкого алкоголя, но человек, регулярно тратящий значительные средства на высококлассные напитки и при этом экономящий на бокалах, выглядит, мягко говоря, странно. Не говоря уж о том, что и сам выдержанный напиток в грошовом стакане или устаревшей резной рюмке смотрится несколько эклектично.

Вообще, внешний вид бокала – это тоже важный показатель. Великий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев говорил, что хорошо летают только красивые самолёты. Со «стеклом» всё аналогично. Так что если вы не готовы вникать в вопрос, просто помните: если бокал выглядит ужасно, уныло или просто вам не нравится, скорее всего, «работать» он будет столь же плохо.

Больше, чем прозрачная ёмкость

Главными характеристиками бокала являются, собственно, форма и материал, из которого он сделан. Форма включает в себя основание, ножку и чашу, вместе именуемые архитектурой бокала. Очевидно, что именно чаша максимально влияет на восприятие нами аромата, собирая и концентрируя его. Однако остальные части не менее важны, даже если откинуть вопрос эстетического восприятия. Во-первых, архитектура обеспечивает баланс бокала. Это сложно передать словами, но хороший бокал намного устойчивее лежит в руке, чем плохой. Помимо удобства, дисбаланс может привести к тому, что вы просто прольёте содержимое. Во-вторых, основание и архитектура в целом обеспечивают устойчивость на поверхности.

Крепкие напитки. Взгляд сквозь стекло Ну и, наконец, форма обеспечивает некоторые практические аспекты. Так, например, бокалы, имеющие заметный шов между чашей и ножкой более хрупкие, чем не имеющие оного. Чрезмерно длинная ножка или большая чаша не позволяют разместить бокал в посудомойке, да и в раковине шансы его разбить многократно повышаются. Тренд последних лет, положенный Chef&Sommelier – абсолютно плоское основание. С такой поверхности легко стекает вода в посудомоечной машине, где бокал размещается вверх ногами.

Крепкие напитки. Взгляд сквозь стекло Что до материала, долгое время идеальным считался хрусталь. Дело в том, что хрусталь обладает повышенной температурой плавления, а также высокой прозрачностью. Первое позволяет выдувать более тонкое стекло (масса медленнее остывает), а второе – максимально точно оценивать цвет напитка. Кроме того, хрусталь обладает высокими показателями преломления и внутреннего отражения, что придаёт бокалам блеск. Да и звон их отличается чистотой и высотой тона.

Обратная сторона классического хрусталя – больший по сравнению со стеклянными вес. Кроме того, из-за содержания свинца (от 24 до 35%) данный материал является опасным в производстве, а по некоторым исследованиям и в использовании. Вследствие этого многие компании стали отказываться от традиционного хрусталя, а чиновники некоторых стран рассматривать возможности полного запрета данной продукции.

К счастью, прогресс не стоит на месте и сегодня так называемое «хрустальное стекло» не имеет в составе опасных материалов, но при этом взяло от хрусталя все лучшие характеристики, добавив ещё и повышенную прочность. Фирменные «рецепты» есть практически у каждого производителя. Некоторые просто заявляют, что их материалы ничем не уступают хрусталю, другие патентуют и активно пиарят свои разработки. Так, например, Schott Zwiesel используют стекло Tritan, которое помимо блеска и прозрачности отличается повышенной прочностью и устойчивостью к перепадам температур. А компания Arc (бренд Chef&Sommelier) разработали материал Krysta, который обладает поистине феерическими характеристиками. Его прозрачность достигает 98,8%, а состав позволяет выдувать бокалы с толщиной стенок 0,9 мм. Помимо этого, как всякий профессиональный продукт, эти бокалы рассчитаны на активное использование: эксперименты доказали, что они не теряют блеска и прозрачности даже после 2000 циклов в посудомойке. Позаботились разработчики даже о звуке: чокаться бокалами из Krysta – одно удовольствие.

Крепкие напитки. Взгляд сквозь стекло Наверняка, впереди нас ждёт ещё много удивительных открытий и, вероятно, рано или поздно мы увидим какие-нибудь нульмикронные нанобокалы, которые будут бесконечно тонкие, лёгкие и, увы, в силу хрупкости одноразовые. По крайней мере, компания Zalto уже близка к этому.

Владимир Глухов, винный журналист и член Московской ассоциации сомелье

Читайте также

Бар, паб или гастропаб?
Бар, паб или гастропаб?

Скажите, а знаете ли вы разницу между баром и пабом? А сможете сходу отличить гастропаб от обычного паба? Давайте сегодня разберём тонкий вопрос отличий.

Раздел в разработке

Приносим свои извинения. В скором времени раздел будет доступен.

Как добраться?